Подходы к процессу инвестирования и анализу ценных бумаг. Эффект малых компаний

 

Как известно, каждая компания переживает, так называемую S-образной кривую роста. Этот термин означает, что любая компания переживает следующие этапы:

 

- преодоление трудностей связанных с началом деятельности;

-процветание и непрерывный рост ценных бумаг;

- зрелость, прекращение экспансии и утрата лидерства в своей отрасли.

 

Поэтому велика опасность того, что выбранная Вами для инвестиций компания, может находиться на одном из переломных моментов и предсказать поведение её ценных бумаг будет достаточно сложно. Диллема состоит в том, что при выборе новой компании, Вы можете столкнуться с тем, что называется «эффект малых компаний», а при выборе довольно стабильной и долго присутствующей на рынке, велика вероятность того что она находится на переломном моменте, после которого последует спад. Эффект малых компаний создаёт немало трудностей при проведении анализа компании по нескольким причинам:

 

- отсутствие необходимых статистических данных для проведения финансового анализа;

- трудно поддаются анализу факторы конкурентности;

- ограниченность в финансовых и управленческих ресурсах;

- неопределённость в будущем и большая зависимость от различных нефинансовых факторов.

 

Рост таких компаний зачастую происходит рывками, плавность замедления или ускорения роста активов отсутствует. При оценке текущей стоимость ценных бумаг такой компании, аналитик обязательным образом должен включать в свои расчёты ставку дисконтирования, которая и будет включать в себя определённые риски, связанные с нестабильностью компании.

Эффект малых компаний в некоторых случаях можно измерить с помощью некоторых общепринятых индексов, например, индексом Wilshire 5000, который основан на балансе равновзвешенности индекса цен и индекса полной доходности.